Сфера торговли в Казахстане рискует стать «закрытым клубом»

С 1 января 2020 года в Казахстане будет введен ряд новелл, которые сделают сферу торговли «закрытым клубом», в который не смогут попасть новые представители массовой розничной торговли. Более того, и действующие представители массового розничного сектора вынуждены будут покинуть этот клуб либо уйти в «тень», нарушая законодательство в своей деятельности. Потому что на бизнес возрастет не только финансовая, но и административная нагрузка, которая зачастую носит еще и дублирующий характер.

Речь идет, в частности, о требовании к налогоплательщикам, осуществляющим оборот широкой группы товаров, оформлять сопроводительные накладные на товары. Данные накладные созданы по подобию накладных, оформляемых на подакцизные товары, при этом их оформление усложнено в разы. Пилотный проект по данному виду накладных только запускается Комитетом госдоходов, для их внедрения налогоплательщикам необходимо адаптировать свои учетные системы (SAP, 1-С), на что, по оценкам специалистов, требуется как минимум 9 месяцев.


При этом предприниматели утверждают, что внедряемая сейчас цифровая маркировка преследует те же цели, что и эти накладные, – отслеживание продукции от производителя или импортера до розницы. Получается, что наши налогоплательщики должны контролировать все товары из перечня, а не только те, которые получены по низкой ставке ВТО, с использованием преференции. При этом у любого предпринимателя, даже у тех, кто не импортирует и не стоит на учете по НДС, появляется обязательство выписывать такую накладную, если его товар попадает в довольно обширный перечень изъятий.


При этом надо понимать, что больше всего рисков возникает у самых маленьких предпринимателей: они ведут учет самостоятельно, не занимаются экспортом – импортом, а приобретают товар у оптовика, и в какой-то момент они все начнут получать уведомления о нарушениях. Надеемся, что данная инициатива не преследовала цели убить малый бизнес, а просто не была основательно продумана, и минфин пересмотрит свои взгляды по этой позиции. Потому что в настоящее время даже крупные компании не готовы к переходу на эти накладные, более того, есть сомнения в том, что администрирование этих накладных будет осуществляться без сбоев. Контролировать рынок нефтепродуктов, табака, алкоголя по отдельности – это одно, а контролировать всю товарную массу – это уже совсем другое. Цифровизация должна быть разумной и обоснованной.


Еще одна тенденция, к которой может привести внедрение сопроводительных накладных, – это отказ предпринимателей от реализации товаров, подпадающих под оформление с помощью этих накладных. Это неизбежно приведет к снижению оборота, а при снижении оборота нагрузка на ведение учета существенно увеличивается. Так, например, при снижении оборота в 3 раза реальная нагрузка на предпринимателя вырастет с 13 до 21%, а если вести учет по упрощенной декларации, то с 35 до 79%.


Напомню также, что в Казахстане вся розница с 1 января 2020 года должна быть оснащена контрольно-кассовыми машинами с онлайн-передачей данных. При этом Комитет государственных доходов рассматривает вопрос внедрения трехкомпонентной интегрированной системы в период с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года для субъектов микро- или малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и (или) общественного питания с реализацией алкогольной продукции в столице, городах республиканского и областного значения. В эту систему, помимо ККМ, входят устройства для приема безналичных платежей, а также оборудование, оснащенное системой автоматизации управления торговли, оказания услуг, выполнения работ и учета товаров....

Подробнее: https://kursiv.kz/opinions/2019-12/sfera-torgovli-v-kazakhstane-riskuet-stat-zakrytym-klubom


...
Подробнее: https://kursiv.kz/opinions/2019-12/sfera-torgovli-v-kazakhstane-riskuet-stat-zakrytym-klubom
Копирование возможно только при ссылке на Kursiv.kz. Все права защищены.


1491 26.12.2019
0
0